885,688 ПК - 108 часов. Основы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду Институт РОПКиП PO-1717
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«03» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду»

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Основы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.04 Специальное дошкольное образование, Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обеспечение квалифицированной и компетентной работы педагогов в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеразвивающем детском саду. Основная цель программы - предоставить педагогам знания, навыки и компетенции для сопровождения детей с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Программа нацелена на развитие умений педагогов в области диагностики, педагогической коррекции и индивидуальной поддержки детей с ОВЗ, а также на обучение педагогов способам создания комфортной и безопасной среды для обучения и развития таких детей.
Другая важная цель программы - помочь педагогам овладеть навыками и методами работы с родителями детей с ОВЗ, способами создания индивидуальных образовательных маршрутов и планирования образовательной деятельности с учетом потребностей каждого ребенка. Программа также направлена на разработку навыков работы в команде, в том числе на организацию совместной работы со специалистами-медиками и психологами.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Методическое обеспечение образовательного процесса;

-Взаимодействие с родителями;

- лицами;

- их заменяющими;

- и сотрудниками образовательной организации;

-Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием;

-Организация мероприятий;

- направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Методическое обеспечение образовательного процесса

воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях

2) Взаимодействие с родителями

3) лицами

4) их заменяющими

5) и сотрудниками образовательной организации

6) Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья

воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях

7) Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях

8) Организация мероприятий

9) направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

документационное обеспечение образовательного процесса.

01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образованияB/01.5-Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
- Формирование психологической готовности к школьному обучению.
- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
- Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитиевоспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитиемвоспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровьявоспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организациивоспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процессавоспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествоВыбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области физического воспитания.
Оценивает эффективность и качество выполнения.
Умения: выбор метода, способа решения профессиональных задач согласно заданной ситуации; оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации.
Знание: методы, способы решения профессиональных задач согласно заданной ситуации.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитиеРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
теоретические основы режима дня;
особенности детского травматизма, методы его профилактики;
основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;
основные физические упражнения для дошкольников;
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического развития дошкольников;
диагностировать уровень физической подготовки детей и распределять уровень физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей развития;
разрабатывать индивидуальные программы, маршруты развития в образовательной области «Физическое развитие»;
планировать и проводить занятия по физической культуре;
Владеть (навыками и/или опытом деятельности):
укрепления здоровья ребенка, физического и психического развития;
создания эмоционального благополучия, позволяющего обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка;
развития координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве;
формирования способности к самоконтролю за качеством выполняемых действий;
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.2 Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание)Владение умением планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам физического здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.
Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы организации двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
методы, формы и средства физического воспитания и коррекционно-педагогической работы в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику.
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии, режима работы образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)Владение умением планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам физического здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.
Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы организации двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
методы, формы и средства физического воспитания и коррекционно-педагогической работы в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику.
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии, режима работы образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Современные подходы к организации системы дошкольного образования 27.0 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Система работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ходе реализации требований ФГОС ДО 26.0 16.0 0.0 0.0 0.0 10.0 0
Система работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ходе реализации требований ФГОС ДО 25.0 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 0
Система работы с детьми, имеющими задержку психического развития в ходе реализации требований ФГОС ДО 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Итоговая аттестация 2.0 0 0 0 0 0 0
Итого 108 64 0 0 0 42 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
18/108 0 18/108 108 64 0.0 42.0 2.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 3 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
Современные подходы к организации системы дошкольного образования 27.0 66663
Система работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ходе реализации требований ФГОС ДО 26.0 36665
Система работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ходе реализации требований ФГОС ДО 25.0 16666
Система работы с детьми, имеющими задержку психического развития в ходе реализации требований ФГОС ДО 28.0 66664
Итоговая аттестация 2.0 2
Итого 108 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду»

10.1. Цель дисциплины состоит в формировании у специалистов навыков и компетенций, необходимых для успешного сопровождения и интеграции детей с особенностями в развивающую среду общеразвивающего детского сада.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и подходов к работе с детьми с ОВЗ. Студенты должны ознакомиться с основными принципами и подходами, лежащими в основе сопровождения и интеграции детей с особенностями развития в общеразвивающем детском саду.
- Разработка индивидуальных программ и планов работы с детьми с ОВЗ. Студенты должны научиться разрабатывать индивидуальные программы и планы работы с учетом особенностей каждого ребенка с ОВЗ, учитывая их потребности и возможности.
- Овладение методами и приемами диагностики и коррекции развития детей с ОВЗ. Студенты должны освоить методы и приемы диагностики развития детей с ОВЗ, а также методы коррекционной работы, направленные на стимулирование их развития и участие в образовательном процессе.
- Организация инклюзивной образовательной среды. Студенты должны научиться создавать инклюзивную образовательную среду, которая обеспечивает равные возможности для развития и участия всех детей, включая детей с ОВЗ.
- Сотрудничество с родителями и другими специалистами. Студенты должны научиться эффективно взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ, а также сотрудничать с другими специалистами (логопедами, психологами, медицинскими работниками и т.д.) для достижения наилучших результатов в работе с ребенком.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествоВыбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области физического воспитания.
Оценивает эффективность и качество выполнения.
Умения: выбор метода, способа решения профессиональных задач согласно заданной ситуации; оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации.
Знание: методы, способы решения профессиональных задач согласно заданной ситуации.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитиеРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
теоретические основы режима дня;
особенности детского травматизма, методы его профилактики;
основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;
основные физические упражнения для дошкольников;
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического развития дошкольников;
диагностировать уровень физической подготовки детей и распределять уровень физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей развития;
разрабатывать индивидуальные программы, маршруты развития в образовательной области «Физическое развитие»;
планировать и проводить занятия по физической культуре;
Владеть (навыками и/или опытом деятельности):
укрепления здоровья ребенка, физического и психического развития;
создания эмоционального благополучия, позволяющего обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка;
развития координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве;
формирования способности к самоконтролю за качеством выполняемых действий;
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.2 Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание)Владение умением планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам физического здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.
Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы организации двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
методы, формы и средства физического воспитания и коррекционно-педагогической работы в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику.
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии, режима работы образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)Владение умением планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам физического здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.
Знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
теоретические основы организации двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
методы, формы и средства физического воспитания и коррекционно-педагогической работы в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику.
Уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии, режима работы образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна с учетом возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей и наличия отклонений в развитии;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 64
лекции (Л) 64.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 42.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 106.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Современные подходы к организации системы дошкольного образования Понятие методики и педагогической технологии.
Личностно-ориентированные педагогические технологии.
Проектные технологии и их использование в учебном процессе.
Психологические основы использования педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ.
Основные направления работы педагога, работающего в рамках той или иной педагогической технологии.
Формы организации учебно-развивающего процесса.
Современные педагогические технологии.
Классификация.
Здоровьесберегающие технологии.
2. Система работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ходе реализации требований ФГОС ДО Определение понятия "аутизм".
Эпидемиология аутизма.
История изучение нарушений аутистического спектра в России.
Концепций происхождения и патогенеза детского аутизма: психогенная концепция, биологические теории (генетичесие концепции, теории нарушения развития головного мозга, связанные с действием перинатальных, а также нейрохимических и иммунных факторов).
Клинико-психологическая теория аутизма с точки зрения когнитивной теории и эмоционально-уровневой теории понимания аутизма.
Диагностические критерии различных клинических форм аутизма: детский аутизм (синдром Каннера),инфантильный психоз, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и др.
Выделение первичных, вторичных нарушений в клинико-психологической структуре аутизма.
Этапы диагностики: скрининг-диагностика, диагностика и дифференциальная диагностика аутизма, диагностика развития.
Медицинская реабилитация: понятие, основные направления, принципы терапии.
Психокоррекция: арт-терапия, игровая терапия, сенсорная интеграция в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, оперантный подход.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС: принципы, направления, этапы сопровождения детей С РАС в дошкольном учреждении, школе.
Подходы организации сопровождения образования детей с РАС, техники и методы работы с детьми, с родителями.
3. Система работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ходе реализации требований ФГОС ДО Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация данного принципа в различных направлениях.
Анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка.
Изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности и прочее.
Психолого-педагогическое изучение детей, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы.
Специально организованное логопедическое обследование детей, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип динамического изучения детей, общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности детей.
Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка.
4. Система работы с детьми, имеющими задержку психического развития в ходе реализации требований ФГОС ДО Диагностика психического развития детей с ЗПР.
Методики и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование особенностей в представлений об окружающем.
Исследование особенностей сформированности элементарных математических представлений.
Исследование особенностей овладения основами грамоты Исследование фонематического слуха.
Исследование особенностей графических умений Исследование сенсорно-перцептивной сферы.
Исследование свойств внимания.
Исследование памяти.
Исследование мыслительных операции.
Исследование игровой деятельности.
Протокол психолого-педагогического обследования.
Психолого-педагогическая коррекция задержки психического развития у детей.
Основа оптимизации гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР.
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов.
Эффективность психологической коррекции внимания у детей с ЗПР Психологическая коррекция отдельных свойств внимания.
Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР.
Сопровождение детей с задержкой психического развития.
Особенности и содержание сопровождения учащихся с ЗПР в условиях инклюзии.
Мотивационно-потребностная сторона учебной деятельности.
Произвольность познавательных интересов.
Принцип индивидуального подхода к ребенку. Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса и продолжительность обучения учащихся в условиях «гибкого» класса.
Основные направления работы с родителями
Нестандартные уроки.
Программа комплексного сопровождения детей с ЗПР
Проект специальных требований.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Современные подходы к организации системы дошкольного образования 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 27.0
2 Система работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ходе реализации требований ФГОС ДО 16.0 0.0 0.0 0.0 10.0 26.0
3 Система работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ходе реализации требований ФГОС ДО 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 25.0
4 Система работы с детьми, имеющими задержку психического развития в ходе реализации требований ФГОС ДО 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 450 с.

-Г.В. Чиркина / Коррекция нарушений речи / Москва 2016 г. - 201 стр.

-Х. Вейцман / Аутизм у детей / - 18 стр.

-«Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»: Методические рекомендации: Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. 57 с

б) дополнительная литература:

- Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой ; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

- ФГОС ОВЗ

- Нормативная и правовая база получения образования детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в образовательных организациях/ - 23 стр.

- Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / авт.-сост. О. А. Бизикова. – Нижневартовск: НВГУ, 2019. – 136 с.

- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).

- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.

- Е. Л. Григоренко / Расстройства аутистического спектра / — Москва, Практика, 2018. — 280 стр.

- Н.А. Деревянкина / Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003 г. - 80 стр.

- Б.П. Черника / Дополнительное образование детей / - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020 г. – 240 стр.

- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.

- Б.П. Черника / Дополнительное образование детей / - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020 г. – 240 стр.

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

- ФГОС ДО

- Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. – Вып. 15. – 176 с.

- Л.Н. Фищева / Сказкотерипия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Екатеринбург 2019 - 98 стр.

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- Видеоурок: Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО

- Оказание услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / сост. В. С. Городицкая, И. А. Журавлева ; ред. В. В. Семенова ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2020. – 42 с.

- Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи / - 7 стр.

- Е.С. Гринина / Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ОВЗ / - Саратов 2019 г. - 83 стр.

- Н.Л. Аверина / Особенности творческого развития детей с ОВЗ / - Советский 2018 г. - 13 стр.

- К. Гилберт / Аутизм / Москва 2005 г. - 75 стр.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что относится к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ?

a) введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормотипичных сверстников;

б) специальные методы, приемы и средства обучения;

в) индивидуализация обучения;

г) особая временная, пространственная, организационная, материально-техническая образовательная среда;

2. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

a) инклюзия

б) интеракция

в) индивидуализация

3. Инклюзия представляет собой:

a) форму сотрудничества

б) частный случай интеграции

в) стиль поведения

4. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:

a) информационная готовность

б) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению

в) психологическая готовность

5. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками:

a) образовательная интеграция

б) групповая интеграция

в) групповая интеграция

6. Принципы инклюзивного образования на международном уровне были впервые зафиксированы в

a) Джомтьенской Конвенции

б) Конвенции о правах инвалидов

в) Саламанкской декларации

7. Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками:

a) интеграция

б) инклюзия

в) индивидуализация

8. Основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ, является:

a) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка

б) выбор самого ребенка

в) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка

9. Целью реабилитации является

a) восстановление социального статуса инвалида

б) восстановление здоровья

в) профилактика осложнений заболеваний

г) все ответы верны

10. Нарушение представляет собой расстройство на уровне

a) органном

б) эмоциональном

в) личностном

г) социальном

11. Причиной развития социальной недостаточности может быть

a) нарушения жизнедеятельности

б) неблагоприятные условия внешней среды

в) ограничение жизнедеятельности

г) все перечисленное верно

12. Пациент и члены его семьи должны

a) не вмешиваться в процесс реабилитации

б) принимать активное участие в реабилитации

в) не вмешиваться в процесс реабилитации

г) вовлекать врача в лечебный процесс

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.