Публикации Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля».
Автор: Новожилова Светлана Викторовна

Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля». Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Кроме того, дидактическая система Фридриха Фребеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования, поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей. Фридрих Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. С точки зрения Ф. Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Согласно Ф. Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет «выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением» и даст «как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой». Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Педагогические взгляды Ф. Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении», а вся система образования, включая и дошкольное воспитание, - на различные деятельности детей под руководством педагога. Ф. Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким». Понимание Ф. Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Ф. Фребель показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в педагогическом процессе. Игру Ф. Фребель характеризовал как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Ф. Фребель верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Он был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – «дары». Целью данного образовательного модуля является формирование естественнонаучной картины мира и развития пространственного мышления у детей младшего возраста на основе дидактической системы Ф. Фребеля. В дошкольном возрасте образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля» используется в полном объеме, и педагог осуществляет выбор содержания, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников. Актуальны для работы с детьми дошкольного возраста «Наборы для развития пространственного мышления – мягкие модули». Этот блок – модификация «даров» Ф. Фребеля, которая представляет собой те же 6 «даров», но в виде мягких напольных модулей, и перемещает ребенка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Блок расширяет не только двигательные возможности детей. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Структурно образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля» состоит из двух содержательных блоков: 1. «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фребеля). Этот блок точно соответствует первоисточнику и представляет собой 6 «даров», подробно описанных в методических рекомендациях. Схемы, предложенные в блоке, разработаны автором и не имеют никаких правок и модификаций. 2. «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фребеля). Этот блок – модификация материалов Ф. Фребеля в виде мягких напольных модулей. Этот блок расширяет возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, реализует естественную потребность любого ребенка в движении в соответствии с педагогическими взглядами Ф. Фребеля. Использование наборов Ф. Фребеля в образовательном процессе может проходить как в обязательной части основной образовательной программы ДОО, являясь дополнительным материалом для решения поставленных педагогом образовательных задач, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений, в режиме студийно-кружковой деятельности. Но в любом случае педагог определяет содержание деятельности, исходя из индивидуальных возможностей и приоритетов воспитанников.