Публикации Особенности реализации национальной политики в МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школе Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности реализации национальной политики в МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школе Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Автор: Егорова Вера Владимировна

МКУ Отдел образования Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
Егорова В.В.,
заведующий
информационно-методическим отделом-
заместитель начальника
Плотникова Л.Н.,
директор
МБОУ Родниковская средняя
общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
Особенности реализации национальной политики
в МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школе
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал в одном из своих выступлений: Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас на поворотном этапе развития нашей страны, да и всего мира нужно укреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, по словам главы государства, нужно передать детям нравственный, культурный код нашего народа.
Родниковская средняя школа в Алексеевском муниципальном районе Республики Татарстан уникальна. На первый взгляд, мы - обычная сельская малокомплектная школа, находимся на расстоянии от районного центра, не имеем городских возможностей. Однако уникальность школы в том, что образовательный процесс учитывает особенности всех национальностей, проживающих у нас народов.
Школа многонациональная, поэтому уже несколько лет в обучении и воспитании реализуется этнокультурный компонент. Национальный состав: мордва- 14 человек, чуваши-10 человек, татары - 2 человека, русские- 4. Обучение в нашей школе ведётся на русском языке. В дошкольной группе знание мордовского (эрзя) языка применяется в режимных моментах. В 1-4 классах ведутся родные мордовский и чувашский языки и литературное чтение на родном языке. В 1 классе на это отводится 2 часа, а во 2-4 классах - 3 часа (2 часа на изучение языков, 1 час - изучение литературы). Дети- чуваши и дети-мордва имеют возможность прикоснуться к азам своего родного языка.
С 5 по 11 класс все учащиеся выбирают для изучения родной татарский язык и родную татарскую литературу. Вы спросите, почему так? Это особенность территориального расположения школы. С одной стороны, село чувашское - Тиган Булак, с другой стороны - село татарское Средние Тиганы (а раньше был один колхоз), а школа расположена в мордовском селе Родники. Вот так в дружбе и согласии общаются и учатся родным языкам дети нашей школы.
Любовь, бережное отношение к родным языкам прививают в первую очередь учителя родных языков.
Пожалуй, Родниковская школа единственная, где есть учителя мордовского, чувашского, татарского и конечно же русского языков. Надо отметить, что педагоги - не только являются дипломированными специалистами, но и вдохновителями и патриотами сохранения языка. Два учителя - это выпускники нашей школы.
В школе имеется необходимые информационно-методические ресурсы для обучения родным языкам. Это учебные пособия, учебники, методическая литература, художественная литература на чувашском, татарском, мордовском языках, словари. В произведениях народного творчества особое внимание уделяется воспитанию любви к малой Родине и республике.
Но не только методическая литература помогает нам в обучении и воспитании детей, но и стены школы учат и воспитывают национальное самосознание. Обратите внимание на выставки,оформленные в национальном колорите.
Сохранение и развитие языков продолжается во внеурочной деятельности, в кружковой работе. В школе действует мастерская,одна из лучших в районе. Учитель технологии Бикеев А.Н. тоже активно участвует в распространении народных культурных традиций. Здесь представлена небольшая часть нашей работы по сохранению и развитию родных языков.
Этнокультурное образование неразрывно связано с декоративно-прикладным творчеством и учит ценить традиции и историю родных мест, уважать быт, культуру и труд людей. Учителя родного языка ведут большую методическую работу, делясь опытом с учителями района и республики. Они выезжают в пгт.Алексеевское, г.Казань, г.Набережные Челны, г.Тетюши, пгт. Апастово. Участвуют в работе семинаров и конференций по вопросам Этнокультурного образования его проблем и перспектив в г.Саранске и г. Чебоксары.
Методическая работа учителей продолжается и в участии в конкурсах профессионального мастерства (Это Туган тел, Учитель года, Учитель татарского языка и литературы, Воспитатель года и другие).
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности детей. Ежегодно наши школьники становятся призерами по родному мордовскому языку(эрзя). В этом году наша ученица стала абсолютным победителем республиканской олимпиады по мордовскому языку (эрзя) в г.Казань, набрав 81 балл из 90 возможных.
Продолжая работу по развитию и сохранению родных языков, мы участвуем в НПК народов Поволжья, где являемся не только участниками, но и призерами. По татарскому языку ежегодно участвуем и занимаем призовые места в республиканских научно-исследовательских конференциях. При подготовке к конкурсам, конференциям, олимпиадам мы не разделяем детей на национальности. Дети сами выбирают, где им участвовать. Например, дети - чуваши очень любят конференции, связанные с изучением татарского языка. Потому что учитель родного языка увлекает своим предметом.
Сегодня особенно важно обратиться к национальным традициям, которые в прежние времена связывали старшие и младшие поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока еще живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. С целью повышения мотивации обучения на родном языке проводятся различные мероприятия, мастер-классы в рамках сохранения и развития языков.
Ежегодно коллектив школы и учащиеся принимают участие в Акциях-диктант по мордовскому, татарскому, чувашскому, русскому языкам, отмечаем Международный день родного языка, что тоже прививает любовь к родному языку.
С национальным образованием в школе тесно связано и национальное воспитание. На базе школы функционируют два объединения дополнительного образования по интересам. Это История и культура чувашского народа (Чегещ) и Помни и знай язык свой родной(Тештине).
Мы организуем праздники и концерты в школе и за её пределами. Большую работу проводим совместно с сельским Домом культуры, учащиеся выступают в национальных костюмах, поют пени и исполняют народные танцы. Организуем национальные посиделки, в которых участвуют и родители учащихся, что обеспечивает связь поколений, активную работу с родителями и населением.
Большую помощь в работе оказывает школьный краеведческий музей, где собраны уникальные экспонаты. В экспозициях музея отражены исторические, этнографические, археологические особенности мордовского и чувашского народов, восстановлен быт и предметы домашнего обихода жителей села. Собрана большая экспозиция старинных вещей. Это национальные костюмы, полотенца с вышивкой, прялка, ткацкий станок в рабочем состоянии, посуда и т д. Весь этот богатый материал используется на уроках, внеклассных мероприятиях
Наш музей посетила группа студентов из Казанского (Приволжского) федерального университета с руководителем Титовой Т.А. (доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии) . Мы представили им нашу работу по национальному образованию и воспитанию. Совместно посетили старожилов села, записали старинные песни, обряды и обычаи
Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают изучить историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много вложили предки в экономику и культуру родного края, сохраняя свой язык и традиции. Системно работая во всех направлениях, о которых мы говорили, постепенно будет происходить приобщение учащихся к истокам национальной культуры. Опыт своей работы мы также транслируем в различных печатных изданиях, брошюрах. В 2022 году нашу школу посетила корреспондент журнала Татарстан и через некоторое время в журнале появилась статья о нас, о нашем селе и людях
Отрезультативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, отего интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, ицивилизации вцелом.
1