Публикации Научно исследовательская работа на тему: " Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно исследовательская работа на тему: " Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства".
Автор: Соколова Елена Александровна

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»Направление подготовки /специальность: 40.04.01 Юриспруденция(код и наименование направления подготовки /специальности)Профиль/специализация: уголовно – правовой(наименование профиля/специализации)Форма обучения: заочная(очная, очно-заочная, заочная)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕна Научно-исследовательскую работу(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)обучающегося группы ОМЮ-12212ИВ Нуп Соколова Е.А. (Шифр и № группы) (ФИО обучающегося) (наименование Образовательной организации)Срок прохождения научно-исследовательской работы: с «__16_» ____02_____ 2023 г. по «_29_» ____03_____2023 г. Содержание индивидуального задания на научно-исследовательскую работу НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»Направление подготовки /специальность: 40.04.01 Юриспруденция(код и наименование направления подготовки /специальности)Профиль/специализация: уголовно – правовой(наименование профиля/специализации)Форма обучения: заочная(очная, очно-заочная, заочная)Отчет по Научно-исследовательской работе (получению первичных навыков научно-исследовательской работы)1 семестрМосква 202 г.Отчет НИР Я, студент группы ОМЮ-12212 ИВНгп юридического факультета негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Соколова Е.А., в соответствии с индивидуальным планом прошел научно-исследовательскую работу на базе юридического факультета негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». На подготовительном этапе практики проводилось ознакомление с индивидуальным заданием; были определены задачи, которые следовало выполнить во время практики; была выбрана тема работы, составлен план и библиографический список. Далее была поставлена гипотеза исследования в рамках выбранной темы, определен объект и предмет исследования.Так же в рамках данной научно-исследовательской работы была подготовлена статья по избранной теме для публикации в научном журнале и (или) сборнике. Тема для научного исследования: Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях.Примерный план НИР:Глава 1. Социальный, исторический и сравнительно-правовой аспекты уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства.Глава 2. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации миграционных преступлений.Глава 3. Особенности реализации уголовной ответственности замиграционные преступления.Объектом исследования- является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением и реализацией уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.Предметом исследования выступает круг актуальных проблем, рассмотрение которых на основе исследования действующих и утративших силу нормативных правовых актов, правоприменительной практики, статистических данных, теоретических работ, результатов опроса экспертов и других материалов позволяет составить целостное, детализированное представление о социальных и исторических предпосылках формирования и развития института уголовной ответственности за миграционные преступления в России, зарубежном опыте уголовно-правовой охраны миграционных правоотношений от преступных посягательств, содержании признаков их составов, вопросах квалификации данных деяний, назначения наказания за их совершение и освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших таковые.Целью исследования являлось дальнейшее развитие уголовно-правовой теории в части уголовно-правовых мер противодействия миграционным преступлениям и разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной области.Для достижения имеющейся цели были поставлены и решены следующие задачи:-исследован вопрос о социальной обусловленности установления уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства;-проанализирована история развития законодательства об ответственности за нарушения миграционного законодательства;-осуществлен сравнительный анализ российского и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за миграционные преступления;-рассмотрены объективные и субъективные элементы и признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 322-322УК РФ;-выявлены и проанализированы проблемы квалификации миграционных преступлений и предложены пути их устранения;-исследована судебная практика в части назначения наказания за миграционные преступления;-проанализированы специфические условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших миграционные преступления;- сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию статей Особенной части УК РФ.Методологическая основа исследования состоит из совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. Основным является общенаучный диалектический метод познания. Помимо прочего, при проведении научного исследования применены такие методы, как анализ, синтез, анкетирование, дедукция, индукция, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический и исторический.Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные, российские и зарубежные нормативные правовые акты, регулирующие миграционные отношения и предусматривающие ответственность за преступления и иные правонарушения в данной области; Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ, а также утверждённые указами Президента Российской Федерации Концепция общественной безопасности в Российской Федерации и Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.НАУЧНАЯ СТАТЬЯГлава 1. Социальный, исторический и сравнительно-правовой аспекты уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства. История развития законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета и уголовной ответственности за его нарушения позволила сделать вывод о том, что институт регистрационного и миграционного учета формировался в несколько этапов. Начальный этап развития законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета связан с периодом становления Русского централизованного государства с конца XIII по XVII в. Впервые в российском законодательстве была определена единая правовая регламентация статуса иностранного гражданина на территории государства, введен правовой контроль за въездом на территорию государства и выездом за его пределы коренных жителей и иностранных граждан. На втором этапе развития (начало XVIII – 1917 г.) появились нормы, регулирующие порядок передвижения населения в Российской империи без соответствующих документов, произошло установление паспортного контроля, были введены билеты на жительство для иностранных граждан с закрепленными сроками проживания, появилась ответственность за нарушения принимающей стороной правил проживания и за регистрацию по просроченным документам как российских подданных, так и иностранцев, а также ответственность должностных лиц за послабление контроля за лицами, проживающими без документов. Третий этап (советский) продолжался с 1917 по 1992 г. В этот период были введены административные и уголовно-правовые нормы, действующие не только в отношении лиц, перемещающихся по территории государства, но и в отношении лиц, которые при прописке предъявляли чужие документы, предоставляли ложные сведения. Кроме того, в этот период должностные лица привлекались к уголовной ответственности за пособничество незаконному проживанию на территории СССР. На современном этапе развития законодательства в указанной сфере впервые в целях усиления контроля за регистрацией граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства и постановкой на учет граждан других стран и лиц без гражданства были криминализированы два противоправных деяния, что предусматривало уголовную ответственность за нарушение порядка регистрационного и миграционного учета (ст. 322 (2) и 322 (3) УК РФ). Понятие преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета, и их систематизация под которыми предлагается понимать запрещенные уголовным законом, совершенные виновно общественно опасные посягательства на установленный порядок деятельности государственных органов, уполномоченных осуществлять регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания, регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также уполномоченных осуществлять действия по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, о месте жительства и месте пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и об их перемещениях, а также выделяются их признаки. Кроме того, было выстроено представление о системе преступлений против установленного порядка регистрационного и миграционного учета и определено, что с учетом родового, видового и непосредственного объектов входят четыре состава преступлений (ст. 322(1) , 322(2) , 322(3) , 330(2) УК РФ). Исследование показало, что наиболее сходный (идентичный) непосредственный объект посягательства присущ составам, предусмотренным ст. 322(2) , 322(3) УК РФ. Непосредственным объектом указанных преступлений являются общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органов государственной власти в сфере регулирования регистрационных и миграционных процессов, которым причиняется или может быть причинен ущерб в результате противоправного воздействия на них в процессе нарушений специальных правил порядка регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Анализ зарубежного законодательства позволил прийти к заключению, что, во-первых, в странах с англосаксонской и романо-германской уголовно-правовыми системами, а также в советской уголовно-правовой системы и в странах Прибалтики не установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет; во-вторых, в уголовном законодательстве стран СНГ в основном регламентируется ответственность за нелегальную миграцию и незаконное пересечение государственной границы. Фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет в этих странах регулируются административным законодательством, за исключением Республики Узбекистан, где законодатель предусмотрел за такие деяния уголовную ответственность при наличии условия привлечения лица к административной ответственности за аналогичные деяния. Установление ответственности за нарушения миграционного законодательства приходится на начало 90-х годов, и связано с большим притоком мигрантов в Российской Федерации, желающих постоянно проживать и работать в России. Миграционное законодательство разрабатывалось, готовилось в срочном порядке. Отсюда следует множество вопросов, касающихся правового положения иностранных граждан, их прав и обязанностей, и ответственности за совершение преступлений в сфере миграции.Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ введена ст. 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Под незаконной миграцией следует понимать перемещение иностранных граждан в Россию с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и осуществление ими трудовой деятельности. Понятие незаконного въезда трактуется как нарушение правил въезда иностранными гражданами и лицами без гражданства на территорию РФ, установленными Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В конце 2013 года Уголовный кодекс РФ был дополнен двумя новыми статьями предусматривающими ответственность за фиктивную регистрацию граждан по месту жительства в жилом помещении Российской Федерации (ст. 322.2), и фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении Российской Федерации (ст. 322.3). Объектом данного преступления является законная деятельность должностных и иных лиц, осуществляющих регистрацию граждан в России по месту пребывания и месту жительства.Объективная сторона преступления выражается в трех действиях:
  •  Регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или подложных документов для такой регистрации. Таким образом происходит введение в заблуждение лиц, ответственных за прием документов и осуществление процедуры регистрации либо постановки на учет. Характерным примером является, регистрация сотрудником гражданина по месту жительства (либо по месту пребывания) без ведома собственников жилого помещения.
  • Регистрация гражданина в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, то есть регистрация, которая не имеет цели фактического пребывания (проживания) гражданина. Например, большое количество зарегистрированных граждан в жилом помещении без учета нормы площади на одного человека.
  •  Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания). В данном случае это регистрация, которая в момент ее оформления не имела за собой намерения со стороны нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещения для фактического пользования.
  • Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 322.(2,3) УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Который выражен в отсутствии намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания).Глава 2. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации миграционных преступлений. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против порядка регистрационного и миграционного учета обосновывается необходимость установления уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против порядка регистрационного и миграционного учета определяется совокупностью социально-экономических, исторических, политических и социально-правовых факторов. Криминализация нарушений порядка регистрационного и миграционного учета детерминирована их общественной опасностью, которая заключается в нарушении общественных отношений, возникающих в результате реализации государством миграционной и социально экономической политики, в возникновении угрозы безопасности страны, в усилении теневой экономики, развитии коррупции. Связь рассматриваемых видов противоправных деяний с незаконной миграцией приводит к росту правонарушений, совершаемых как мигрантами, так и в отношении них. Нарушения регистрационного режима иностранных граждан и лиц без гражданства вызывает рост конфликтов на межэтнической, религиозной почве, приводя к социальной напряженности в обществе и обострению криминальной ситуации в государстве. Автор приходит к обоснованному выводу о том, что значимость норм, устанавливающих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет, определяется их двойной превенцией. «Законодательная регламентация преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета» анализируются некоторые юридически значимые признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Одним из обязательных признаков объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, выступает фиктивность, которая понимается законодателем несколько шире, чем заведомо ложная регистрация и заведомо ложная постановка на учет. Под фиктивностью следует понимать несоответствие действительности, отсутствие фактических оснований и нарушение установленного порядка. При этом фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет необходимо рассматривать как результат совершения одного или нескольких противоправных деяний, образующих в соответствии с законодательством объективную сторону рассматриваемых видов преступлений. Бланкетность уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, обусловливает обращение к регистрационному и миграционному законодательству для определения деяний, составляющих объективную сторону. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии дискуссии относительно определения субъекта преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Исходя из результатов исследования правоприменительной практики, диспозиции указанных составов преступлений, а также норм регистрационного и миграционного законодательства, можно прийти к выводу о том, что субъект преступлений может быть как общий, так и специальный. Исследование проблем квалификации преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета показало, что преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, между собой следует разграничивать по некоторым признакам объективной стороны, от смежных составов преступлений указанные деяния отграничиваются по непосредственному объекту, признакам объективной стороны и признакам субъекта. При их отграничении от административных правонарушений в сфере регистрационного и миграционного учета следует иметь в виду, что последние не охватывают факта достижения результата в виде фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет. Если преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, являются специальными по отношению к другим уголовно-правовым нормам (например, ст. 285, 286 УК РФ), то противоправные деяния квалифицируются только по специальной норме согласно положению, закрепленному в ч. 3 ст. 17 УК РФ. При совершении рассматриваемых преступлений должностными лицами, государственными или муниципальными служащими возможна также их квалификация и по совокупности с другими составами преступлений при наличии соответствующих признаков таких составов преступлений, как, например, служебный подлог, мелкое взяточничество и другие.Глава 3. Особенности реализации уголовной ответственности замиграционные преступления. Вопросы межотраслевой дифференциации ответственности рассматриваются, а также обосновываются предложения соискателя об усилении уголовной ответственности в ряде случаев. В частности, необходимо усилить уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства в организациях в Российской Федерации, а также закрепить в рассматриваемых составах квалифицирующий признак «совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Анализ судебной практики назначения наказаний за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, показал, что самым назначаемым видом наказания является штраф, а при определении размера штрафа в основном применяются положения ст. 64 УК РФ. Ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы судами назначаются крайне редко, так как они не предусмотрены санкциями рассматриваемых статей и применяются в порядке ст. 64 УК РФ. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судами не применяется. Лишение свободы применяется нечасто (0,8 % случаев при совершении преступления, предусмотренного ст. 322(2) УК РФ, и 2,9 % случаев – при совершении преступления, предусмотренного ст. 322(3) УК РФ). При этом лишение свободы условно с испытательным сроком – избирается судами в 4,6 % случаев за совершение преступления, предусмотренного ст. 322(2) УК РФ, и в 11,5 % случаев – предусмотренного ст. 322(3) УК РФ. При исследовании вопросов индивидуализации наказания за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, была изучена личность виновных в совершении указанных преступлений. Библиографический список:1. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция).2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) .3.Судебная статистика РФ . 4.Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 (последняя редакция) .5.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».6.Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)7.Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242–1 (последняя редакция) .8.Бриллиантов, А. В. Уголовное право Российской Федерации в схемах: учебное пособие / под ред. А. В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2020. — С. 434–436. 9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» .10.Потехин, Д. В. Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях .