Публикации Детская песня и ее значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детская песня и ее значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Автор: Вдовицына Елена Яковлевна

Детская песня и ее значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Чтотакоепесня? Этоверныйдруг.
Песня–эторадость, звонкийсмехвокруг,
Тысячамелодий, голосовприбой…
Потомучтомузыка–навсегдастобой!
Ничегонетвмире музыкичудесней,
Ничегонетвмире доброй,милойпесни!
Панина Р.
Все начинается с детства … Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
Погружение ребенка в мир музыки возможно через вокальный жанр - Песня, который открывает перед ребенком красоту мира. Воспитательные функции песни различны – это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни.
Какими должны быть детские песни? Каким потребностям детей должны отвечать? Какие воспитательные цели ставятся перед качественной детской песней? Развивает ли наших детей любая песня? Эти вопросы важны для большинства педагогов - музыкантов, особенно актуальными они стали сейчас, когда в информационном поле так много не подходящей музыки. Что же мы хотим, чтобы несла в себе песня для детей? Во-первых, нам важно, чтобы ребенку песня понравилась, потому что только тогда он станет её слушать и внимать тому, о чём в ней поётся. На самом деле, угодить запросам ребенка не сложно, это заметно, когда дети с удовольствием пританцовывают под заводную музыку. Дело в том, что наши дети воспринимают лишь внешнюю оболочку и им не хватает знаний и опыта, чтобы отличить качественное от непотребного. Именно здесь начинается педагогическая ответственность за то, что слушают наши воспитанники, кроме того, что навязано нашим современным обществом. Во-вторых, нам важно, чтобы ребенок через песню развивался. Легче всего через игровую песенку, которая нравится ребенку, научить его чему-то новому, внушить ему какую-то важную мысль. В-третьих, нам важно чтобы детская песня соответствовала возрасту ребенка и была им легко воспроизведена. Малышам подойдут коротенькие песенки-картинки или песенки-игры. Дошкольники постарше могут выучить песенки в несколько куплетов, а также понять и выучить более серьёзный по содержанию текст песен.
О чём мы хотим, чтобы наши дети пели? О нашей большой и малой Родине, о своём городе, о детском садике и школе, о любви к своим родителям и своей большой семье с бабушками, дедушками, братьями, и сёстрами, о любви к окружающей природе, к миру, ко всему живому. Мы хотим, чтобы они пели о любви, о радости, о счастье, обо всём, что наполняет жизнь положительными эмоциями. Полезно, когда дети с помощью песен познают новые знания, например, песенки о разных животных и их повадках, о музыкальной грамоте, об устройстве музыки, о положительных примерах и поступках, о том, как передавать разные эмоции с помощью голоса, мимики лица и тела, о волшебниках и принцессах, о добре, которое всегда побеждает зло, о невиданных зверях и добрых феях.
Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, расширяет их кругозор.
При организации образовательного процесса, праздников, развлечений и досугов, необходимо ответственно подходить к подбору музыкального и песенного репертуара. Песни должны соответствовать возрастным особенностям и диапазону детей. Особое внимание необходимо уделять тексту песен, чтобы слова в песне действительно развивали духовные и нравственные качества у воспитанников.
В своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети умелианализировать песни. Например, знакомясь с Песенкой друзей муз. В. Герчик, у ребят можно спросить: чему нас учит эта песня? (дружить – отвечают дети, не обижать своих друзей, не давать их в обиду). Песня В. Шаинского Не обижайте муравья учит детей, как вести себя в лесу: не ломать деревья, с вниманием относиться к муравьиным домикам, любить природу, как дом родной. Песня О. Девочкиной Жадный Ваня поднимает проблему жадности детей. Я много раз видела, как дети приносят из дома игрушки и многие не дают в них играть друзьям. Поиграв с ними в одиночестве, ребенок понимает, что играть одному не интересно, тогда он относит их в шкафчик. Я предложила детям старшей группы послушать эту песню и спросила: может, в группе у вас, есть такой Ваня? К моему удивлению, таких детей было не мало. Но самое главное, в разговоре, все дети понимают, что жадничать не хорошо и надо делиться своими игрушками с друзьями. На примере таких песен, мы побуждаем ребенка сравнивать свои поступки с поступками героев песен, делать моральный выбор, правильно решать конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Большое значение в работе над задачами подбора и исполнения, подходящих для детей песен, уделяю просветительской работе с родителями воспитанников. В рамках этой темы в ДОО проводятся совместные вечера – досуги, где дети вместе с родителями участвуют в музыкальной игре Угадай мелодию. Так же проводятся тематические родительские собрания, на которых доношу до родителей информацию о влиянии современных песен на развитие детей, а также предлагаю им список песен для домашнего прослушивания. Это песенки из любимых мультфильмов, детских фильмов, тематические песни про маму, Родину, детство, любимый детский сад, дружбу. Такая работа позволяет делать разные подборки и включать их в разное время, таким образом, чтобы обновить чувства и эмоции ребенка новым содержанием, либо подобрать песни на определённую нравственную проблему, которая недостаточно проработана у ребенка.
Песни играют важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, поэтому музыкальным руководителям необходимо тщательно отбирать детские песни, в зависимости от того, какие качества важно воспитать в ребенке, какие чувства взрастить в нём.