Публикации Мастер - класс "Новые подходы в обучении биологии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс "Новые подходы в обучении биологии"
Автор: Зубова Наталья Александровна

Зубова Наталья Александровна, учитель биологии МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н., г. Сорск, Республика ХакасияМастер-класс «Новые подходы в обучении биологии»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с применением новых подходов обучения биологии"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".П.И.Чайковский.- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.Прием обратной связи "Ладошки". Спасибо, начинаем наш мастер- класс.- Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и озвучить свои ассоциации с этим словомПрием " Ассоциации", выполняется на фоне музыки Для кого-то это красивый цветок или шум моря, для другого- загадочный лес. И у учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей.Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядкаНаучить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного Заданный учеником вопрос по тексту является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать . Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов Практическое задание: Составьте несколько вопросов к любой теме урока Озвучивание и выступление желающих- Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)Приём "Зеркало".Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. А какой это мир, и что в нём является интересным, мы можем узнать , используя модуля ИКТ Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми.Приём "Самый-самый". СлайдЗадание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию по данной темеВот только некоторые из них:-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км.
  • самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан.
  • самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг
  • самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час
  • самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
  • самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см
  • - Список этот можно продолжать и продолжать. Развитие критического мышленияКак и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.Приём "Третий - лишний"Стол- подосиновик-туча Роза- - тополь-лошадьБактерии - книга-солнцеРучка-астра -пенал.- Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"Приём "Что бы это значило?"
  • 19-папоротник
  • 20-лишайник
  • 21-палочник
  • 22-воздушные корни
  • - Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).Признаки живых организмов:
  • растут
  • размножаются
  • питаются
  • дышат
  • состоят из клеток
  • Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 3 группы.(По времени года, по цвету глаз и т.д.)Приём "Сочиняй-ка, методом буриме"1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии. Приём "Мозаика"2 группа - опознать таинственного незнакомца. Приём " Почемучка"3 группа придумать пять, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-классаЗвучит красивая мелодия и участники работают над созданием своего проекта- Я прошу показать свою работу и вывесить на доске.Оценивание «Две звезды – одно пожелание»Участники оценивают работы по критериям- Различают оценивание  суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Теперь для меня ясно следующее:Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.Что дает оценивание для обучения:может помогать учиться на ошибках;может помогать понять, что важно;может помогать понять, что у них получается;может помогать обнаруживать, что они не знают;может помогать обнаруживать, что они не умеют делать; -  Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).Рефлексия.На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.Приём обратной связи "Смайлик". Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встречеПриём обратной связи "Анкетирование"метод незаконченного предложенияя очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить своими мыслями:- На мастер- классе я::.- Самым интересным для меня сегодня было:- В своей дальнейшей работе я:- Я пожелал бы:- Я бы хотела посоветовать:.- Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.Успехов Вам и творчества! До свидания!