Публикации Педагогическая работа с подростками из неполных семей через организацию занятий в форме дискуссионного киноклуба

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая работа с подростками из неполных семей через организацию занятий в форме дискуссионного киноклуба
Автор: Кутузова Анна Дмитриевна

Педагогическая работа с подростками из неполных семей через организацию занятий в форме дискуссионного киноклубаАннотация: В статье рассмотрен разрабатываемый автором проект дискуссионного киноклуба для подростков из неполных семей «Ты сам себе режиссер!» и его эффективность.Ключевые слова: киноклуб, подростки, адаптация подростков, психология подростков.Abstract: The article discusses the project of a discussion film club for teenagers from single-parent families, developed by the author, «You are your own director!» and its effectiveness.Key words: film club, teenagers, adaptation of teenagers, psychology of teenagers.Общеизвестно, что подростки из неполных семей более всего подвержены внешнему воздействию и способны «впитать» в себя его негативные составляющие. Психология таких детей несколько иная: подростки из неполных семей склонны к постоянным сомнениям, непониманию и неприятию тех или иных явлений, окружающих людей и часто даже себя. Все это усложняет задачи педагогов, а работа с такими детьми требует индивидуального и творческого подхода.Но современный подход к воспитанию и обучению детей в комплексе с современными технологиями позволяет значительно упростить процесс взаимодействия подростка с внешним миром и помочь его социализации.Ярким примером являются дискуссионные киноклубы. Это групповые занятия, на которых подростки при просмотре фильмов и их дальнейших обсуждений поднимают важные для себя проблемы, а педагоги передают им необходимую информацию в неформальной обстановке.Занятия киноклубов не проводятся рандомным образом. Каждое занятие имеет заранее выстроенный план, которому должны следовать участники процесса.Киноклубы уже активно внедряются в работу многих образовательных учреждений. Одним из таковых стало МОУ СШ № 1 г. Богородицк. Проведя небольшое эмпирическое исследование, педагоги школы смогли определить проблемы, более всего беспокоящие подростков. В частности эксперимент был проведен в 8-х классах «А» и «Б», то есть среди подростков 14-15 лет.Было выявлено, что наиболее значимыми проблемами, беспокоящими подростков, стали уход от проблем в виртуальный мир, предрасположенность к ведомости и подчинению окружающим, проблемы с социальной адаптацией и коммуникацией. На основании этих проблем быт разработан план проекта киноклуба «Ты сам себе режиссер!».Концепция такого названия заключалась в том, что подросток самостоятельно решает, как ему двигаться по жизни, но при этом не нарушать общепринятые нормы. То есть проект «Ты сам себе режиссер!» направлен н помощь в социализации подростков.Занятия проходили в три этапа. На первом проводился непосредственно кинопросмотр, после чего шла дискуссия о том, что подростки поняли, посмотрев фильм, и что они вынесли для себя. После этого на втором этапе проводились тренинги, круглые столы, ролевые игры, беседы и т.п. Это помогало подросткам на практике обдумать и закрепить усвоенное.Третий этап – это самостоятельная домашняя работа подростков. Суть заданий заключалась в том, чтобы подросток самостоятельно еще раз обдумал все то, что было пройдено на занятии и написал сочинение на указанную тему. Помимо этого, после некоторых занятий дети должны были провести работу с семьей, в частности – с родителями. Семья должна была посмотреть указанный фильм вместе и обсудить его, после чего подросток так же должен был написать сочинение.Параллельно с занятиями с подростками педагоги проводили работу и с их родителями. Суть таких занятий заключалась в том, чтобы передать родителям и донести до них, что у их детей есть беспокоящие их вопросы и что они нуждаются в помощи отца и (или) матери.После реализации данного проекта было повторно проведено эмпирическое исследование. По его итогам было определено, что уровень адаптации у подростков значительно вырос: если ранее наблюдался только низкий (50%) и средний (50%) уровень адаптации, то после наблюдается средний (62,5%) и высокий (37,5%) уровень адаптации.То же самое было выявлено при определении показателя принятия других. Более 70% подростков ранее находились на среднем уровне и около 25%на низком. После реализации программы около 37,5% находились на высоком уровне и 62,5% – на среднем.Показатели эмоциональной комфортности также возросли. Ранее 50% подростков находилось на среднем уровне и 50% – на низком уровне. После реализации программы около 38% подростков проявило высокий уровень эмоциональной комфортности и 62% – средний.Положительная динамика наблюдалась и у таких показателей, как интернальность, стремление к доминированию, эскапизм, ведомость, внутренний контроль, агрессия, самооценка и другие.В целом было выявлено, что все показатели были улучшены. Подростки стали менее агрессивными, начали лучшее взаимодействовать со сверстниками и со старшими людьми, лучше адаптировались к новым условиям и в целом чувствовали себя более комфортно, как в обучающей среде, так и дома.Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию, можем сказать, что. формат дискуссионных киноклубов действительно является эффективным методом для повышения уровня адаптации и социализации подростков из неполных семей.